Курсы валют → Покупка Продажа
USD 1 Доллар США 493.5 496
EUR 1 Евро 520.02 523.56
RUB 1 Росс. рубль 4.86 5.08
назад
Курсы валют
Кредиты
Банки
МФО
Карты
Займы

Что такое стартап

Всё более распространённым в современной экономической теории становится такое понятие, как стартап. В первую очередь речь о компаниях, история деятельности которых предельно коротка. Однако следует понимать, что стартап — это не просто бизнес, который появился недавно.

Нельзя и утверждать, что такой проект обязательно должен существовать в инновационной сфере, такой как информационные технологии. Понимая, что такое стартап, многие способны удивиться. И более того, обнаружить в себе способность начать развивать стартап-идеи практически с нуля, будь то в Казахстане или в любой другой стране.

Чем различаются между собой стартап и малый бизнес

В первую очередь стартап является коммерческим проектом, который основан на какой-либо идее и нуждается в развитии. Очевидно, что стартап в Казахстане стал возможен с появлением рыночной экономики и бизнеса как явления. В мире же данное понятие впервые упоминалось ещё в конце 1970-х годов.

Итак, стартап, что это и в чём отличия от классического малого бизнес-проекта? Вот ключевые черты:

  • Новизна. Нередко в своей начальной форме стартап-идеи ещё даже не зарегистрированы.
  • Минимум начальных затрат. Стартап-проекты не должны быть слишком затратными, нередко единственный источник развития — сторонние инвестиции.
  • Уникальная идея. Сформировавшие стартап идеи обязательно должны отличаться от всего, что было прежде.
  • Быстрота роста. Предполагается, что стартап будет развиваться стремительными темпами и вскоре превратится в полноценный бизнес.

Очевидно, что стартап без бюджета невозможен, но каким будет этот бюджет и за чей счёт будет формироваться — вопрос, зависящий от типа проекта и его особенностей.

По каким признакам классифицируются стартап-проекты

Отношение к науке позволяет отнести проект к одному из двух типов:

  • классический — простая идея, реализованная в нестандартной форме;
  • инновационный — в основе оказывается недавнее научное открытие.

По тому, какой рынок предполагается осваивать и какой будет продукция, стартап будет относиться к одному из следующих типов:

  • Удачная копия. Сама идея уже есть, но автор дорабатывает её, совершенствует и улучшает.
  • Агрессивный пришелец. Такие стартап-проекты исходят из того, что всё гениальное просто. Они привлекают аудиторию за счёт того, что продукт обладает новыми свойствами либо обходится дешевле.
  • Тёмная лошадка. Это могут быть стартап-идеи без явных перспектив. Ни создатели, ни инвесторы, ни эксперты могут до какого-то момента не знать, «выстрелит» стартап или нет.

Даже если рынок выглядит уже освоенным и разделённым между «гигантами» — не стоит думать, будто ничего не получится.

Как развиваются стартап-проекты

Процесс обычно состоит из нескольких этапов:

  1. Pre-seed. Идея уже существует, но авторы пока не поняли, как превратить её в полноценный проект.
  2. Seed. Авторы изучают рынок и подготавливают запуск проекта. На этом же этапе можно подумать, как привлечь инвесторов в стартап.
  3. Прототип. Формируется рабочая модель, которая уже должна выполнять все те же функции, что и предполагаемый конечный продукт.
  4. Альфа-версия. После тестирования прототипа устраняют его минусы и, если нужно, дополняют новыми функциями.
  5. Закрытая бета-версия. На этом этапе стартап тестирует небольшая ограниченная аудитория.
  6. Открытая бета-версия. Здесь начинается раскрутка проекта, к нему привлекается основная аудитория.

В некоторых случаях стартап-проекты минуют отдельные этапы. Чаще всего обходят стадию альфа-версии. Однако не следует забывать и о таком этапе, как выход. Он является завершающим, и во время него стартап либо становится традиционным бизнесом, либо продаётся, либо запускается на фондовом рынке. Для создателей стартап-идеи важно заранее продумать, каким будет выход: от этого очень многое зависит, включая поиск инвесторов и взаимодействие с ними.

Какими перспективами обладает стартап

Статистика подтверждает, что во многих случаях проекты оказываются неудачными. Но чаще всего перспективность развития зависит от гораздо более универсальных факторов, среди которых:

  • эффективное управление капиталом, особенно на начальном этапе;
  • умение грамотно оформить стартап либо найти квалифицированных юристов;
  • способность изучить конкурентов — врагов необходимо знать в лицо;
  • продуманная бизнес-модель, которая должна учитывать разные варианты развития, в том числе не самые благоприятные, с низкой прибылью или даже убытком.

При грамотном подходе автору удаётся развить стартап и дать ему пройти через все начальные стадии, минуя болезненную нестабильность.

В результате чего обычно появляется стартап

Очевидно, что каждая идея развивается по собственному пути. Но есть общая схема, которую можно выделить:

  1. Авторы определяют проблему и выявляют потребность, которая есть у аудитории.
  2. Проводится исследование рынка. Здесь важно понять масштабы проблемы и убедиться, что нет полностью похожего решения.
  3. Создаётся решение — непосредственно будущий стартап. Авторы продумывают, в чём будет состоять новизна.
  4. Руководители собирают команду. Они ищут тех, кто мыслит схожим образом и готов участвовать в решении проблемы.
  5. Продумываются детали реализации. Важно построить модель, продумать способы воплощения и дальнейшей презентации проекта.

Не стоит с самого начала рассматривать деньги как единственную цель. Должно пройти ещё немало времени, прежде чем стартап в случае успеха начнёт приносить стабильную прибыль.

Кто инвестирует средства в стартап

Невозможно создать стартап без бюджета. Зачастую средства нужны на таком уровне, который авторы не могут осилить самостоятельно. В этом случае и привлекают инвесторов. Существуют различные способы поиска инвестиционного капитала.

Бутстрэппинг

Этот вариант выбирают те, кому меньше всего хочется зависеть от внешних источников финансирования. Поэтому деньги берут из собственных сбережений, или же открывают проект за счёт кредитных средств. Чаще всего это позволяет создать даже не сам стартап, а его прототип, способный продемонстрировать основные функции.

Конечно, с точки зрения независимости вариант довольно интересный. Правда, потом, даже показав минимальной аудитории прототип проекта, нужно каким-то образом его масштабировать и выводить дальше. Вот тут-то обычно и начинается поиск инвестиционных средств в других источниках.

FFF

Эта аббревиатура расшифровывается как Friends, Family, Fools. То есть речь о друзьях, членах семьи и «дураках». Под последними подразумевают неопытных инвесторов, которые вообще не могут здраво оценить, насколько перспективен стартап, так что согласятся в него вложиться.

Нередко способ FFF как раз используют, чтобы масштабировать прототип. На его основе уже создают полноценный продукт — альфа-версию или бета-версию. Это важно сделать, потому что такой вариант проекта уже можно презентовать опытным инвесторам, способным здраво оценить перспективность идеи и предложить больше денег.

Бизнес-ангелы

Речь не о тех, кто вкладывается в стартап без бюджета по доброте душевной, а как раз о традиционных инвесторах. То есть о людях, которые предоставляют часть собственных средств в обмен на определённый процент прибыли в дальнейшем или на владение определённой частью бизнеса.

Как раз для презентации бизнес-ангелам нужно иметь как минимум начальную, рабочую версию проекта. В таком случае можно, используя полученные инвестиции, обеспечить дальнейшее развитие проекта, его рост и достижение спрогнозированных результатов.

Посевные инвестиции

Каждый стартап, выйдя на определённый уровень развития, может рассчитывать на то, что источником инвестиций отныне будут не только частные лица, но и венчурные фонды. Такими фондами владеют предприятия, которые специализируются на работе с новыми проектами, инновациями.

Здесь можно уже обеспечить проекту снабжение в виде крупных сумм. Однако и требования могут быть серьёзными. Так, венчурный фонд может оценивать общий потенциал авторской команды и предлагаемого ей продукта. Так что предприятие, владеющее фондом, может выставить в качестве требований участие в управлении и принятии решений.

IPO

Эта стадия, называемая также «первое публичное предложение», для многих является желанным достижением. Ведь здесь авторы уже не просто развивают стартап, а выходят на рынок ценных бумаг. А значит, их проект начинает работать на них фактически сам по себе.

На стадии IPO инвестирование становится публичным. Компания получает ряд преимуществ:

  • её стоимость определяется объективно;
  • кредиторы и партнёры воспринимают её как более перспективную;
  • бизнес становится прозрачнее и эффективнее;
  • акции признаются как полноценный финансовый актив;
  • вторичное размещение позволяет финансировать крупные проекты.

Если компания перешла в стадию IPO, то она уже имеет все шансы попасть на мировой уровень и заинтересовать по-настоящему крупных инвесторов.

Как развиваются стартап-проекты в Казахстане

Поскольку инвесторы действуют вовсе не из благих побуждений, а с целью получения прибыли, то и презентовать свой стартап необходимо так, чтобы привлечь их внимание. При этом авторы проектов обращают внимание на многие составляющие, среди которых:

  • сам продукт и его перспективность;
  • команда, её имидж и позиция;
  • сегмент рынка, который предполагается освоить.

Просто предложить инвестору хорошую продукцию — явно не то, что нужно для получения финансовой поддержки. Ведь потенциальный партнёр может быть разочарован, например, и имиджем команды, и многими другими факторами. Свой отпечаток на это могут накладывать любые составляющие, вплоть до социальных и культурных.

Следует учитывать, что Казахстан по сравнению со многими странами мира сравнительно недавно существует в рамках рыночной экономики. Однако это вовсе не значит, что не удастся получить желаемую поддержку. Иногда инвесторы вкладывают в стартап собственные средства так называемым веерным способом, то есть на ранней стадии. Как правило, речь идёт о высоких рисках, которые могут вообще не окупиться, а могут обеспечить высокую прибыль.

Когда инвестирование происходит в рамках договорённости между владельцем бизнеса и инвестором, то речь либо о минимальных рисках, либо о гарантированной отдаче. Поэтому, кстати, многие авторы проектов предпочитают на ранней стадии вообще взять займ онлайн и вложить в развитие идеи кредитные средства. Здесь не подразумевается никаких обязательств, кроме финансовых. В частности, не придётся никому со стороны доверять управление проектом на его начальном этапе развития.

Закрыть
Заберите свой займ!
Займ до 250000 тенге, с любой кредитной историей! Первый займ под 0%, только сегодня!